Главная » Статьи » мои выступления на педсоветах » презентации |
Использование ЭОР в преподавании предметов естественного цикла
Электронные
образовательные ресурсы – это учебные материалы, для воспроизведения которых
используются электронные устройства, раньше – телевизор и магнитофон, сегодня –
компьютер. По техническому средству, необходимому для воспроизведения: - Телевизор или магнитофон – видеофильм или звукозапись -компьютер - ЦОР; первые ЦОР представляют собой оцифрованный текст, фильмы, аудиофайлы, которые отличаются от книги или фильма способом записи, о современных ЭОР поговорим чуть позже. По виду представленной информации: 1) текстографические (материал представляется не на бумаге, а на экране
компьютера), По степени интерактивности (возможности взаимодействия): -неинтерактивные: текстографические, визуальные или звуковые фрагменты, мультимедиа, сочетающие все выше перечисленные -малоинтерактивные: содержащие гиперссылки -интерактивные – модули омс -высшая степень интерактивности: виртуальная реальность Выделяют пять педагогических инструментов, использующихся в современных ЭОР:
Эффективное использование ЭОР предполагает модель 1 ученик - 1 компьютер, в крайнем случае – работа в парах. Но значит ли это, что если у вас в классе только один проектор, то единственный доступный вид ЭОР – это презентация, фильм, текст? Здесь выход – сформировать такой познавательный интерес к теме, который заставит дома пожелать выполнить домашнее задание в привлекательной электронной доступной форме. Даже если все мы будем иметь возможность работать с мобильными классами, не значит, что ребёнок весь урок будет самостоятельно работать с теми же модулями омс. Проблема в том, что самое ценное для образования время – время общения с Учителем нельзя отнимать, занимая работой с машиной. Никому ведь не приходит в голову весь урок читать учебник. В традиционной схеме урока преподаватель и сам вынужден сокращать время общения (интерактива) с учащимися – необходим хотя бы выборочный опрос и изложение нового материала. В обоих случаях превалирует одностороннее вещание. Таким образом, первая задача новых педагогических технологий – увеличение времени общения с учениками в классе. Иными словами – рост творческого компонента в деятельности учителя, переход от вещания к дискуссии. Ключом к решению первой задачи является перенос некоторых традиционно аудиторных видов занятий в сектор самостоятельной учебной работы. И это – вторая задача новых педагогических технологий. Те, кто освоили курсы ЭОР академии ай-ти, уже достаточно хорошо знакомы с Единой коллекцией цифровых образовательных ресурсов и Федеральным центром информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). http://fcior.edu.ru http://eor.edu.ru Наиболее современными являются модули омс: Структурированный
вариант полного учебного курса по предмету разбивается на учебные разделы, темы
и т.д. В каждый раздел входит три модуля, соответствующих трем основным
компонентам образовательного процесса: модуль практических занятий (П-тип) модуль контроля (К-тип)
Но: для его эффективной работы необходима модель 1 ученик – 1 компьютер
Поэтому: что же мы можем создать сами, чтобы заинтересовать наших учеников настолько, что они дома, зайдя в контакт, одноклассники, твиттер, фэйсбук, найдут кнопку, ведущую на ваш сайт, или ваш блог, или страницу группы, которую вы создали в социальных сетях, а может, откроют ваши твиты или даже напишут вам письмо по электронке, или откроют хотя бы вашу рассылку с заданием которую вы всем отправили. Нравится нам или нет, но интернет – неотъемлимая часть жизни наших учеников – они там общаются, им там интересно, они там учатся. И мы тоже должны стараться не просто не отставать от них, но быть чуть впереди, если хотим, чтобы нас уважали, к нам обращались за советом, нас слушали, у нас учились. Первый наш помощник здесь – сервисы веб.2 Web 2.0 – термин, обозначающий второе поколение сетевых сервисов. Эти сервисы позволяют пользователям не только путешествовать по сети, но и совместно работать и размещать в сети текстовую и медиа-информацию. Интернет, бывший до сих пор преимущественно «сетью читателей», трансформируется в «сеть писателей». Благодаря инструментарию Web 2.0 каждый имеет возможность стать творцом, а не пассивным потребителем информации в сети. С помощью Web 2.0 можно организовать коллективную деятельность учеников или совместную деятельность вашу и учеников:
Число сервисов, которые можно успешно использовать в образовании и специально созданных для образования постоянно увеличивается. Остановимся на самых популярных: Сервисы Гугл и специально для образования Гугл ап дают возможность: вести Блог — веб-сайт, основное содержимое которого, — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа-объекты. Предполагают активное обсуждение записей автора посетителями блога. Блоги гугл удобны тем, что: -на них нет рекламы -есть набор шаблонов сайтов в зависимости от темы, например, сайт для веб-квеста, для портфолио, для класса - очень просты в редактировании – можно добавлять и менять расположение гаджетов, удобно переключение на html и поневоле начинаешь осваивать этот язык Документы Google: совместное использование документов, электронных таблиц и презентаций, организовать совместную работу в пределах группы или всей школы в режиме реального времени. Формы – возможность создавать опросы, анкеты, которые можно разослать по почте, встроить в сайт и проанализировать результаты по каждому пользователю Gmail: хранилище электронной почты и инструменты для поиска, помогающие учащимся быстро искать нужную информацию и отправлять мгновенные сообщения прямо из своих аккаунтов. Календарь Google: учащиеся и педагоги могут составлять свой рабочий график, расписание мероприятий и обмениваться этой информацией. Для администрации образовательного учреждения создание общешкольного календаря поможет решить целый ряд организационных проблем, связанных с большим количеством филиалов, зданий и сотрудников. Публикация в сети Интернет календаря классных и общешкольных мероприятий, позволит учащимся и их родителям оптимально распределять своё время, контролировать процесс обучения и быть в курсе всех событий, происходящих в школе. А когда педагоги через Интернет общаются с отсутствующими по болезни или другим причинам школьниками или работают над учебным (воспитательным) проектом с группой учащихся из другого населенного пункта, для них крайне важна возможность использовать общие календари, обмениваться мгновенными сообщениями и свободно работать над документам в совместном режиме. К тому же, все эти функции нужны им независимо от того, находятся ли они в пути, в школе или дома. Хранение видео, создание собственного видео канала Вики это веб-система, созданная Уордом Каннингемом (Ward Cunningham) в 1995 году и предназначенная для коллективной разработки, хранения, структуризации текста, гипертекста и файлов, в том числе мультимедийных. Все страницы wiki-сайта представляют собой статьи, у которых есть название и содержимое. Содержимое — это обычный текст, в котором можно использовать теги HTML или особую wiki-разметку (более удобную и читаемую, чем HTML). Воспользовавшись ссылкой или кнопкой, любой посетитель wiki-сайта может отредактировать текст страницы, на которую он смотрит, прямо внутри веб-браузера и сохранить изменённый вариант на сервере. В результате процедура публикации текста сокращается до двух щелчков (редактировать-сохранить). Так же просто создаются и новые страницы. Кроме того, сохраняются все изменения, произошедшие со всеми wiki-статьями с момента их создания. В России сейчас следующая ситуация. Бесплатный доступ предоставляется только к морально устаревшим энциклопедиям. Так, «Яндекс:Энциклопедии» дает доступ к БСЭ (1969–1978) и Словарю Брокгауза и Ефрона (1907), а широко разрекламированная Универсальная мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия (mega.km.ru) представляет собой большей частью электронную версию Современного Энциклопедического словаря 1997 года издания (бывшего Советского Энциклопедического словаря). Из современных универсальных энциклопедий в открытом доступе самой интересной является, пожалуй, энциклопедия «Кругосвет» (krugosvet.ru), но статей в ней маловато — всего около 10 тысяч. В «Википедии» царит самоорганизующаяся анархия, и все правила и рекомендации (кроме железного правила помещать в энциклопедию только свободную информацию) тоже придумывают сами посетители сайта. Ссылки [1] www.wikipedia.org — английская версия «Википедии». Содержит 330 тысяч статей. [2] www.ru.wikipedia.org — русская «Вика». Содержит пока 5 тысяч статей, но неуклонно растёт. www.meta.wikipedia.org — «Википедия» о «Википедии». Энциклопедия, где хранится вся информация как о самой «Википедии», так и о братских проектах. [4] www.wikipedia.sourceforge.net — движок Mediawiki. Можно скачать и создать свою собственную «Википедию». [5] www.wiktionary.org — Вики-словарь. [6] www.wikibooks.org — Вики-учебник. Здесь коллективно пишутся учебники, руководства и прочие образовательные материалы. [7] www.wikisource.org — сетевая библиотека оригинальных текстов (справочные данные, книги, руководства и т. д.). [8] Есть Куз Вики – региональные разделы методических служб, Очень удобна для работы над проектами – есть шаблон
LearningApps.org является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. LearningApps.org разрабатывается как научно-исследовательский проект Центра Педагогического колледжа информатики образования PH Bern в сотрудничестве с университетом г. Майнц и Университетом города Циттау / Герлиц. Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме. Целью является также собрание интерактивных блоков и возможность сделать их общедоступным. Такие блоки (так называемые приложения или упражнения ) не включены по этой причине ни в какие программы или конкретные сценарии. Они имеют свою ценнность, а именно Интерактивность. Сервис довольно прост для самостоятельного освоения. Имеется коллекция готовых упражнений, которые классифицированы по различным предметам. Можно познакомиться с приложениями, отсортировав их, например, по оценке пользователей, сначала вам покажутся те упражнения, которые получили более высокую оценку. Если вы зарегистрируетесь на сайте, то можете создавать и свои упражнения, подобные имеющимся. Для этого под каждым упражнением есть кнопка "Создать подобное приложение". Все созданные вами приложения, а также упражнения, выбранные вами из готовых сохраняются в личном кабинете (кнопка "Мои приложения"). Есть возможность создавать виртуальные классы, в которых ваши ученики будут выполнять задания и сами создавать различные упражнения. Шаблонов много – 29, поэтому задания могут быть очень разнообразны и по форме и по содержанию. Я освоила ещё не все шаблоны, поэтому в качестве примеров покажу и свои и чужие, и кратко скажу о тех, которые научилась делать. Сразу хочу сказать, что технически создавать их очень просто, дело в содержании.
| |
Просмотров: 2040 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |