Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » мои выступления на педсоветах » презентации

Использование ЭОР в преподавании предметов естественного цикла

Использование ЭОР в преподавании предметов естественного цикла

 

Электронные образовательные ресурсы – это учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства, раньше – телевизор и магнитофон, сегодня – компьютер.
Можно классифицировать ЭОР  по различным признакам:

По техническому средству, необходимому для воспроизведения:

- Телевизор или магнитофон – видеофильм или  звукозапись

-компьютер -  ЦОР;  первые ЦОР представляют  собой оцифрованный текст, фильмы, аудиофайлы, которые отличаются от книги или фильма способом записи, о современных ЭОР поговорим чуть позже.

По виду представленной информации:

1) текстографические (материал представляется не на бумаге, а на экране компьютера),
2) гипертекст (нелинейная навигация по тексту),
3) ресурсы, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента (кино, анимация, звукозапись),
4) Мультимедиа ЭОР (представление учебного материала множеством различных способов, т.е. с помощью графики, фото, видео, анимации и звука).

По степени интерактивности (возможности взаимодействия):

-неинтерактивные: текстографические, визуальные или звуковые фрагменты, мультимедиа, сочетающие все выше перечисленные

-малоинтерактивные: содержащие гиперссылки

-интерактивные – модули омс

-высшая степень интерактивности: виртуальная реальность

         Выделяют пять    педагогических  инструментов, использующихся  в  современных ЭОР:

  • интерактив;
  • мультимедиа;
  • моделинг;
  • коммуникативность;
  • производительность.

 Эффективное использование ЭОР предполагает модель 1 ученик  - 1 компьютер, в крайнем случае – работа в парах. Но значит ли это, что если у вас в классе только один проектор, то единственный доступный вид  ЭОР – это презентация, фильм, текст? Здесь  выход – сформировать такой   познавательный интерес к теме, который заставит дома пожелать выполнить домашнее задание   в привлекательной электронной доступной форме.

    Даже если все мы будем иметь возможность работать с мобильными классами, не значит, что ребёнок весь урок будет самостоятельно работать с теми же модулями омс.

Проблема в том, что самое ценное для образования время – время общения с Учителем нельзя отнимать, занимая работой с машиной. Никому ведь не приходит в голову весь урок читать учебник.

В традиционной схеме урока преподаватель и сам вынужден сокращать время общения (интерактива) с учащимися – необходим хотя бы выборочный опрос и изложение нового материала. В обоих случаях превалирует одностороннее вещание.

Таким образом, первая задача новых педагогических технологий – увеличение времени общения с учениками в классе. Иными словами – рост творческого компонента в деятельности учителя, переход от вещания к дискуссии.

Ключом к решению первой задачи является перенос некоторых традиционно аудиторных видов занятий в сектор самостоятельной учебной работы. И это – вторая задача новых педагогических технологий.

Те, кто освоили курсы ЭОР академии ай-ти, уже достаточно хорошо знакомы  с  Единой коллекцией цифровых образовательных ресурсов и  Федеральным центром  информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).


http://fcior.edu.ru                    http://eor.edu.ru

Наиболее современными являются модули омс:

Структурированный вариант полного учебного курса по предмету разбивается на учебные разделы, темы и т.д. В каждый раздел входит три модуля, соответствующих трем основным компонентам образовательного процесса:
модуль получения информации (И-тип)

модуль практических занятий (П-тип)

модуль контроля (К-тип)


При этом каждый электронный учебный модуль (ЭУМ) автономен, представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт. Иными словами, каждый ЭУМ – это самостоятельный учебный продукт объемом несколько Мбайт, так что получение его по сетевому запросу не представляет принципиальных трудностей даже для узкополосных (низкоскоростных) компьютерных сетей.

  Но: для его эффективной работы необходима модель 1 ученик – 1 компьютер

 

         Поэтому:  что же мы можем создать сами, чтобы заинтересовать наших учеников настолько, что они дома, зайдя в контакт, одноклассники, твиттер, фэйсбук, найдут кнопку, ведущую на ваш сайт, или ваш блог, или страницу группы,  которую вы создали в социальных сетях, а может, откроют ваши твиты  или даже напишут вам письмо по электронке, или откроют хотя бы вашу рассылку с заданием которую вы всем отправили.

      Нравится нам или нет, но интернет – неотъемлимая часть жизни наших учеников – они там общаются, им там интересно, они там учатся. И мы тоже должны стараться не просто не отставать от них, но быть чуть впереди, если хотим, чтобы нас уважали, к нам обращались за советом, нас слушали, у нас учились.

        Первый наш помощник здесь – сервисы веб.2

        Web 2.0 – термин, обозначающий второе поколение сетевых сервисов. Эти сервисы позволяют пользователям не только путешествовать по сети, но и совместно работать и размещать в сети текстовую и медиа-информацию. Интернет, бывший до сих пор преимущественно «сетью читателей», трансформируется в «сеть писателей». Благодаря инструментарию Web 2.0 каждый имеет возможность стать творцом, а не пассивным потребителем информации в сети.

С помощью Web 2.0 можно организовать коллективную деятельность учеников или совместную деятельность вашу и учеников:

  • общение в режиме реального времени
  • совместный поиск и хранение информации;
  • создание и совместное использование медиа-материалов;
  • совместное создание и редактирование гипертекстов;
  • совместное редактирование текстовых документов, электронных таблиц, презентаций и других документов;
  • совместное редактирование и использование календарей и расписаний.

Число  сервисов, которые можно успешно использовать в образовании и специально созданных для образования постоянно увеличивается. Остановимся на самых популярных:

Сервисы Гугл и специально для образования Гугл ап дают возможность:

  вести Блог — веб-сайт, основное содержимое которого, — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа-объекты. Предполагают активное обсуждение записей автора посетителями блога. Блоги гугл удобны тем, что:

-на них нет рекламы

-есть набор шаблонов сайтов в зависимости от темы, например, сайт для веб-квеста, для портфолио, для класса

- очень просты в редактировании – можно добавлять и менять расположение гаджетов, удобно переключение на html и поневоле начинаешь осваивать этот язык

 Документы Google: совместное использование документов, электронных таблиц и презентаций, организовать совместную  работу  в пределах группы или всей школы в режиме реального времени.

Формы – возможность создавать опросы, анкеты, которые можно разослать по почте, встроить в сайт и проанализировать результаты по каждому пользователю

 Gmail: хранилище электронной почты и инструменты для поиска, помогающие учащимся быстро искать нужную информацию и отправлять мгновенные сообщения прямо из своих аккаунтов.

Календарь Google: учащиеся и педагоги могут составлять свой рабочий график, расписание мероприятий и обмениваться этой информацией. Для администрации образовательного учреждения создание общешкольного календаря поможет решить целый ряд организационных проблем, связанных с большим количеством филиалов, зданий и сотрудников. Публикация в сети Интернет календаря классных и общешкольных мероприятий, позволит учащимся и их родителям оптимально распределять своё время, контролировать процесс обучения и быть в курсе всех событий, происходящих в школе. А когда педагоги через Интернет общаются с отсутствующими по болезни или другим причинам школьниками или работают над учебным (воспитательным) проектом с группой учащихся из другого населенного пункта, для них крайне важна возможность использовать общие календари, обмениваться мгновенными сообщениями и свободно работать над документам в совместном режиме. К тому же, все эти функции нужны им независимо от того, находятся ли они в пути, в школе или дома.

Хранение  видео, создание собственного видео канала

Вики

это веб-система, созданная Уордом Каннингемом (Ward Cunningham) в 1995 году и предназначенная для коллективной разработки, хранения, структуризации текста, гипертекста и файлов, в том числе мультимедийных. Все страницы wiki-сайта представляют собой статьи, у которых есть название и содержимое. Содержимое — это обычный текст, в котором можно использовать теги HTML или особую wiki-разметку (более удобную и читаемую, чем HTML). Воспользовавшись ссылкой или кнопкой, любой посетитель wiki-сайта может отредактировать текст страницы, на которую он смотрит, прямо внутри веб-браузера и сохранить изменённый вариант на сервере. В результате процедура публикации текста сокращается до двух щелчков (редактировать-сохранить). Так же просто создаются и новые страницы. Кроме того, сохраняются все изменения, произошедшие со всеми wiki-статьями с момента их создания.

 В России сейчас следующая ситуация. Бесплатный доступ предоставляется только к морально устаревшим энциклопедиям. Так, «Яндекс:Энциклопедии» дает доступ к БСЭ (1969–1978) и Словарю Брокгауза и Ефрона (1907), а широко разрекламированная Универсальная мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия (mega.km.ru) представляет собой большей частью электронную версию Современного Энциклопедического словаря 1997 года издания (бывшего Советского Энциклопедического словаря). Из современных универсальных энциклопедий в открытом доступе самой интересной является, пожалуй, энциклопедия «Кругосвет» (krugosvet.ru), но статей в ней маловато — всего около 10 тысяч. В «Википедии» царит самоорганизующаяся анархия, и все правила и рекомендации (кроме железного правила помещать в энциклопедию только свободную информацию) тоже придумывают сами посетители сайта. Ссылки [1] www.wikipedia.org — английская версия «Википедии». Содержит 330 тысяч статей. [2] www.ru.wikipedia.org — русская «Вика». Содержит пока 5 тысяч статей, но неуклонно растёт. www.meta.wikipedia.org — «Википедия» о «Википедии». Энциклопедия, где хранится вся информация как о самой «Википедии», так и о братских проектах. [4] www.wikipedia.sourceforge.net — движок Mediawiki. Можно скачать и создать свою собственную «Википедию». [5] www.wiktionary.org — Вики-словарь. [6] www.wikibooks.org — Вики-учебник. Здесь коллективно пишутся учебники, руководства и прочие образовательные материалы. [7] www.wikisource.org — сетевая библиотека оригинальных текстов (справочные данные, книги, руководства и т. д.). [8]

Есть Куз Вики – региональные разделы методических служб,

Очень удобна для работы над проектами – есть шаблон

 

LearningApps.org является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. LearningApps.org разрабатывается как научно-исследовательский проект Центра Педагогического колледжа информатики образования PH Bern в сотрудничестве с университетом г. Майнц и Университетом города Циттау / Герлиц.

Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме. Целью является также собрание интерактивных блоков и возможность сделать их общедоступным. Такие блоки (так называемые приложения или упражнения ) не включены по этой причине ни в какие программы или конкретные сценарии. Они имеют свою ценнность, а именно Интерактивность.

Сервис довольно прост для самостоятельного освоения. Имеется    коллекция готовых упражнений, которые классифицированы по различным предметам. Можно познакомиться с приложениями, отсортировав их, например, по оценке пользователей, сначала вам покажутся те упражнения, которые получили более высокую оценку. Если вы зарегистрируетесь на сайте, то можете создавать и свои упражнения, подобные имеющимся. Для этого под каждым упражнением есть кнопка "Создать подобное приложение". Все созданные вами приложения, а также упражнения, выбранные вами из готовых сохраняются в личном кабинете (кнопка "Мои приложения").

Есть возможность создавать виртуальные классы, в которых ваши ученики будут выполнять задания и сами создавать различные упражнения.

Шаблонов  много – 29, поэтому задания могут быть  очень разнообразны и по форме и по содержанию. Я освоила ещё не все шаблоны, поэтому в качестве примеров  покажу и свои и чужие, и кратко скажу о тех, которые научилась делать. Сразу хочу сказать, что технически создавать их очень просто, дело в содержании.

 

 


 

 

 

Категория: презентации | Добавил: Галина62 (28.08.2012)
Просмотров: 1525 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]