Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Организация сетевого взаимодействия педагогов на муниципальном уровне

Организация сетевого взаимодействия педагогов на муниципальном уровне

          Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение  доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного  развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.   В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года  в основу  развития системы образования  заложены  такие принципы, как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений.

      Эти принципы позволяет реализовать модель сетевого взаимодействия образовательных  учреждений, предполагающая  использование современных информационно – телекоммуникационных технологий, средств телекоммуникаций  с использованием сети Интернет.

Актуальность  сетевого  взаимодействия в сфере образования  сегодня заключается в том, что оно предоставляет технологии,  позволяющие  динамично развиваться  образовательным учреждениям. При  сетевом взаимодействии происходит не просто сотрудничество, обмен различными материалами  и  инновационными  разработками, а  идет процесс работы  образовательных  учреждений  над совместными  проектами, разработка и реализация совместных программ.

        Но,  несмотря на необходимость  сетевого взаимодействия, не все образовательные учреждения  сегодня  готовы к построению сетевой системы связи внутри учреждения и на уровне муниципалитета. Существует проблема  в  реализации сетевого взаимодействия вследствие  недостаточно высокого уровня владения учителями информационными и коммуникационными технологиями, неумением использовать интернет – ресурсы в образовательных целях,  несформированностью ИКТ – компетенций участников образовательного процесса (в первую очередь педагогов).

Информационно-коммуникационная компетентность (ИКТ-компетентность) современного преподавателя, определяющая его готовность к работе в новых условиях информатизации образовании, это:
          - способность педагога решать профессиональные задачи с использованием современных средств и методов  информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
          -  личностное качество педагога, характеристика, отражающая реально достигнутый уровень подготовки в области использования средств ИКТ  в профессиональной деятельности;
          - особый тип организации предметно-специальных  знаний, позволяющих правильно оценивать ситуацию и принимать эффективные решения в профессионально-педагогической деятельности, используя ИКТ.

      Для разработки  и успешной  реализации  сетевого взаимодействия внутри образовательного   учреждения  и  на муниципальном уровне  необходимы  следующие условия:

-  обучения педагогов использованию ресурсов сети Интернет  в образовательном процессе, в  процессе повышения собственной квалификации, для участия  в работе профессиональных сообществ;

- использование  дистанционных технологий в образовательном процессе;

- наличие в каждой организации современных компьютеров со скоростью  подключения  к сети интернет не ниже 2 Мб, наличие средств для видеоконференцсвязи, интерактивных досок, мобильных классов.

         Сетевое взаимодействие организаций на муниципальном уровне  предполагает объединение всех образовательных учреждений  и  информационно – методического центра в муниципальную методическую сеть, в рамках которой  осуществляется  взаимодействие с сетевыми педагогическими сообществами, институтами повышения квалификации, общественными и государственными организациями, отдельными участниками сети  (педагогами, родителями, учениками, представителями общественности и т.д.).

   В качестве ресурса,  на базе которого формируется сетевое взаимодействие участников образовательного   процесса  можно  рассматривать группу информационных сайтов. Для такой сети можно выделить три сущностных качества:
•    сегментация – сеть состоит из автономных сегментов (сайтов), которые организационно самодостаточны, но обязательно наличие   сайта, который выполняет организационные, информационные, системообразующие функции, объединяя и регулируя работу  всех участников образовательного процесса. Таким сайтом на уровне образовательного учреждения является школьный сайт, на  муниципальном  уровне – сайт управления образования или информационно – методического центра, на региональном уровне – сайт института повышения квалификации и переподготовки кадров (например, КРИПКиПРО в Кемеровской области). На федеральном уровне нельзя говорить о каком – либо едином  центре сетевого взаимодействия, та как    особенность  такого взаимодействия  предполагает наличие многих лидеров, которые добровольно берут на себя обязанности организации работы и объединения всех над выполнением проекта, программы. Поэтому на уровне федеральном будет множество таких центров – региональные институты повышения квалификации, сетевые педагогические сообщества и т.д.;
•    децентрализация – в сети представлены горизонтальные связи, предусматривается и реализуется мобильное лидерство, лидером становится тот, кто предлагает идеи,   организует работу  по их воплощению;
•    общие ценности и объединяющие идеи для всех участников образовательной сети.

Формы сетевого взаимодействия участников образовательного процесса будут зависеть  от  уровня  сформированности ИКТ – компетенций педагогов (табл. 1).

         Для реализации сетевого взаимодействия педагогов    необходимо обеспечить всем желающим доступ к имеющимся ресурсам в любое время; администрации  образовательных учреждений   поддерживать усилия тех, кто хочет поделиться своими знаниями и умениями и  искать  тех, кто хочет научиться; предоставлять всем желающим возможность публиковать, представлять на обсуждение общественности свои результаты работы.

       Сегодня в любом городе идёт формирование (или уже сформировалась) система сетевого  взаимодействия  педагогов города. Но,  стихийно складывающийся,   процесс формирования  может длиться достаточно долго, возможно, несколько лет. Поэтому в г. Белово в  2012 – 13 учебном году  принято решение приступить к формированию сетевого взаимодействия образовательных учреждений под руководством  информационно – методического центра. Информационно  – методическим центром  разработана и реализуется программа  «Сетевое взаимодействие». Цель программы:

- создание  условий  для взаимодействия всех участников образовательного процесса в  сети с использованием  информационно – коммуникационных технологий    и  современных средств телекоммуникации.

         Для реализации цели поставлены следующие  задачи:

- создать условия для формирования   электронной   информационно – образовательной   среды  в  каждом образовательном учреждении;

- создать условия для  использования  педагогами дистанционных образовательных технологий, в т.ч. на основе систем электронного  дистанционного обучения;

- обеспечить возможность взаимодействия педагогов, родителей, учеников с использованием сети Интернет.

Ожидаемый результат организации сетевого взаимодействия может быть сформулирован следующим образом:

-  обновление форм и мето­дов работы   педагогического  коллектива;

-   активизация участия образовательной организации в решении конкретных образовательных проблем в процессе выхо­да в сетевое пространство;

-   повышение качества работы образовательной организации в результате создания электронной информационно – образовательной среды в организации, повышения уровня ИКТ – компетентности всех участников образовательного процесса.

        В  г. Белово 22 образовательных  учреждения, каждое из которых имеет школьный сайт, доступ в Интернет со  скоростью не менее 2 Мб. Есть педагоги, которые активно участвуют в работе профессиональных сетевых сообществ («Сеть творческих учителей», «Педсовет», «Завуч», «Учительский портал» и др.), но их очень мало – от общего количества педагогов не более 10 %. Педагоги принимают участие сами и организуют участие своих учеников в дистанционных мероприятиях регионального, федерального уровней  – конкурсах, проектах, тренингах. Но доля таких педагогов также очень невелика – не более 20 % от общего числа.  Сайты  управления образования и  информационно – методического центра предоставляют информацию, но не являются организаторами дистанционных мероприятий на муниципальном уровне.

        В сентябре 2012 г  в городе  начала работу  творческая группа, в которую вошли заместители директоров тех школ города, педагоги которых приступили к освоению дистанционных образовательных технологий и  активному участию в формировании муниципального сетевого профессионального сообщества.  С  работой  творческой группы  можно познакомиться на  сайте «Дистанционное обучение в г. Белово» (https://sites.google.com/site/distbelovo/), главное меню которого содержит ссылки на страницы (сайты)  школ, участвующих в реализации программы.  Школы предоставляют  информацию  о том, как идёт работа по освоению педагогами дистанционных образовательных технологий, как  развивается муниципальная сеть. На страницах школ представлены разработанные локальные акты, программы работы школы по освоению дистанционных технологий на 2012-13 учебный год, ссылки на дистанционные мероприятия,  в которых участвуют ученики и педагоги.

         Восемь школ   города  Белово  получили оборудования для организации видеоконференцсвязи, которое должно ускорить процесс освоения педагогами   дистанционных образовательных технологий.  Но овладение и использование  учителями  дистанционных технологий предполагает высокий уровень сформированности ИКТ – компетентностей педагогов, активное участие в работе сетевых профессиональных сообществ на муниципальном, региональном, федеральном уровнях.

           Для этого информационно – методический центром  в рамках оказание методической помощи педагогам города, осваивающим дистанционные  образовательные технологии  создана творческая  группа, которая объединила учителей,  приступивших к изучению основ разработки дистанционных курсов. С работой группы можно познакомиться на странице сайта «Дистанционное обучение г. Белово» (https://sites.google.com/site/distbelovo/razrabotka-distancionnyh-kursov). Педагоги познакомились с требованиями к структуре и содержанию дистанционного курса,  разработали пример модуля  курса, размещают его в СЭДО и пробуют проводить  дистанционные занятия с использованием модуля. Следующим шагом будет работа над полным дистанционным курсом.

  Для размещения курсов и проведения дистанционных мероприятий  принято решение  использовать систему дистанционного обучения Moodle  на сайте  Единая среда доступа образовательных учреждений к сервисам электронных и дистанционных систем  (http://smartlearn.ru/).  Информационно  – методический  центр  города Белово (http://5belovo.smartlearn.ru/)  и  6 школ  города  уже  зарегистрировали  и  ведут  работу по освоению  СЭДО.

Для повышения  уровня ИКТ-компетентности педагогов   создан ресурсный  центр  «Использование мультимедийных технологий в образовательном процессе» на базе  одной из школ города. Ресурсным центром  проведены  городские  семинары   для педагогов  по  работе с интерактивной доской.

         Активизирована  работа  сайта ИМЦ через организацию работы форума -  созданы   темы  для обсуждения различных вопросов, например:

-система оценки достижения обучающимися планируемых результатов;

-проектная деятельность на уроках химии, биологии, географии;

-государственно – общественное управление.

         Началась работа по созданию  виртуальных методических объединений учителей на  основе сайтов (блогов): созданы методические объединения учителей информатики (http://informatik-belo.ucoz.ru/ ), химии и географии (http://mo-himik.ucoz.ru/ ), биологии (http://biologia-belovo.ucoz.ru/).

 Используя СЭДО, методисты проводят    дистанционные  мероприятия, например,  вебинары («Создание дистанционных мероприятий в Moodle», «Разработка дистанционного занятия» ).

          Самым значительным мероприятием, которое привлекло внимание всех педагогов, стал   первый  муниципальный  дистанционный  конкурс   Дистанционный Учитель Белово 2013.  В конкурсе зарегистрировались 43 участника. В течение пяти недель педагоги активно осваивали  формы сетевого взаимодействия – форум, чат, вебинары, телеконференция. Освоили сервисы Веб 2.0. и научились создавать коллективные документы, презентации, опросы, задания с использованием сервиса LearningApps. И, самое интересное и самое сложное, разработали собственное дистанционное занятие и провели его для своих коллег.  В финал вышли 13 педагогов – те, кто не только освоили сервисы Веб.2.0., но и разработали  и провели   дистанционное занятие.  С  материалами конкурса  можно познакомиться  на СЭДО ИМЦ  (http://5belovo.smartlearn.ru/course/view.php?id=29)  и на форуме сайта ИМЦ (http://imc-belovo.ucoz.ru/forum/2). Участники конкурса отмечают, что было сложно, трудно, но очень интересно: за короткое время  узнали и научились многому: « Без ИКТ уже не обойтись, используем ежедневно и учимся применять ДО», « Сначала участие в конкурсе меня очень напрягало, т.к. катастрофически не хватало времени. Зато сейчас рада, ведь многому научилась.», « Победа в этом конкурсе не важна, главное я узнала и научилась делать очень много. Какие огромные возможности интернета!».

       Процессы информатизации, широкое использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) являются условием выполнения государственного заказа на развитие образования. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения, стратегия построения информационного общества в России формируют запрос не только на обновление информационно-образовательной среды образовательных  организаций, но и на эффективное использование их  ресурсов. А это невозможно без  организации  сетевого взаимодействия в сфере образования. Сетевое взаимодействие позволяет  сформировать в образовательном учреждении   электронную информационно – образовательную среду, обеспечить  непрерывное  профессиональное  развитие педагогов. Информационно-образовательная среда в этом случае выступает сферой и средством развития  профессиональной компетентности педагогов. Считаем, что формирование сетевого взаимодействия образовательных учреждений на муниципальном уровне позволит школам    успешно  сформировать информационно – электронную среду и каждого  учреждения, и на уровне города.

Категория: Мои статьи | Добавил: Галина62 (03.04.2013)
Просмотров: 6176 | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]