Главная » Статьи » Мои статьи |
Организация
сетевого взаимодействия педагогов на муниципальном уровне Стратегическая цель государственной
политики в области образования – повышение
доступности качественного образования, соответствующего требованиям
инновационного развития экономики,
современным потребностям общества и каждого гражданина. В концепции долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020
года в основу развития системы образования заложены такие принципы, как открытость образования к внешним запросам, применение
проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно
реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной
поддержки и комплексный характер принимаемых решений. Эти принципы позволяет реализовать модель
сетевого взаимодействия образовательных
учреждений, предполагающая использование современных информационно –
телекоммуникационных технологий, средств телекоммуникаций с использованием сети Интернет. Актуальность
сетевого взаимодействия в сфере
образования сегодня заключается в том,
что оно предоставляет технологии,
позволяющие динамично
развиваться образовательным учреждениям. При сетевом взаимодействии происходит не просто
сотрудничество, обмен различными материалами и
инновационными разработками,
а идет процесс работы образовательных учреждений над
совместными проектами, разработка и
реализация совместных программ. Но,
несмотря на необходимость сетевого взаимодействия, не все
образовательные учреждения сегодня
готовы к построению сетевой системы связи внутри учреждения и на уровне
муниципалитета. Существует проблема в реализации сетевого взаимодействия
вследствие недостаточно высокого уровня
владения учителями информационными и коммуникационными технологиями, неумением
использовать интернет – ресурсы в образовательных целях, несформированностью ИКТ – компетенций участников
образовательного процесса (в первую очередь педагогов). Информационно-коммуникационная компетентность
(ИКТ-компетентность) современного преподавателя, определяющая его готовность к
работе в новых условиях информатизации образовании, это: Для разработки и успешной
реализации сетевого
взаимодействия внутри образовательного учреждения и на
муниципальном уровне необходимы следующие условия: - обучения педагогов использованию ресурсов
сети Интернет в образовательном
процессе, в процессе повышения
собственной квалификации, для участия в
работе профессиональных сообществ; -
использование дистанционных технологий в
образовательном процессе; -
наличие в каждой организации современных
компьютеров со скоростью
подключения к сети интернет не
ниже 2 Мб, наличие средств для видеоконференцсвязи, интерактивных досок,
мобильных классов. Сетевое взаимодействие организаций на муниципальном
уровне предполагает объединение всех
образовательных учреждений
и
информационно – методического центра в муниципальную методическую сеть,
в рамках которой осуществляется взаимодействие с сетевыми педагогическими
сообществами, институтами повышения квалификации, общественными и
государственными организациями, отдельными участниками сети (педагогами, родителями, учениками,
представителями общественности и т.д.). В
качестве ресурса, на базе которого
формируется сетевое взаимодействие участников образовательного процесса
можно рассматривать группу
информационных сайтов. Для такой сети можно выделить три сущностных качества: Формы сетевого взаимодействия участников
образовательного процесса будут зависеть
от уровня сформированности ИКТ – компетенций педагогов
(табл. 1).
Для реализации сетевого взаимодействия педагогов необходимо обеспечить всем желающим доступ
к имеющимся ресурсам в любое время; администрации образовательных учреждений поддерживать усилия тех, кто хочет поделиться
своими знаниями и умениями и искать тех, кто хочет научиться; предоставлять всем
желающим возможность публиковать, представлять на обсуждение общественности
свои результаты работы.
Сегодня в любом городе идёт формирование (или уже сформировалась) система
сетевого взаимодействия педагогов города. Но, стихийно складывающийся, процесс
формирования может длиться достаточно
долго, возможно, несколько лет. Поэтому в г. Белово в 2012 – 13 учебном году принято решение приступить к формированию
сетевого взаимодействия образовательных учреждений под руководством информационно – методического центра. Информационно – методическим центром разработана и реализуется программа «Сетевое взаимодействие». Цель программы: - создание
условий для взаимодействия всех
участников образовательного процесса в сети с использованием информационно – коммуникационных
технологий и современных средств телекоммуникации.
Для реализации цели поставлены следующие
задачи: -
создать условия для формирования
электронной информационно –
образовательной среды в
каждом образовательном учреждении; -
создать условия для использования педагогами дистанционных образовательных технологий,
в т.ч. на основе систем электронного дистанционного обучения; -
обеспечить возможность взаимодействия педагогов, родителей, учеников с
использованием сети Интернет. Ожидаемый результат организации сетевого взаимодействия
может быть сформулирован следующим образом: - обновление форм и методов работы
педагогического коллектива; - активизация участия образовательной
организации в решении
конкретных образовательных проблем в процессе выхода в сетевое пространство; - повышение качества работы образовательной
организации в результате
создания электронной информационно – образовательной среды в организации,
повышения уровня ИКТ – компетентности всех участников образовательного
процесса. В г.
Белово 22 образовательных учреждения,
каждое из которых имеет школьный сайт, доступ в Интернет со скоростью не менее 2 Мб. Есть педагоги,
которые активно участвуют в работе профессиональных сетевых сообществ («Сеть творческих
учителей», «Педсовет», «Завуч», «Учительский портал» и др.), но их очень мало –
от общего количества педагогов не более 10 %. Педагоги принимают участие сами и
организуют участие своих учеников в дистанционных мероприятиях регионального,
федерального уровней – конкурсах,
проектах, тренингах. Но доля таких педагогов также очень невелика – не более 20
% от общего числа. Сайты управления образования и информационно – методического центра
предоставляют информацию, но не являются организаторами дистанционных
мероприятий на муниципальном уровне. В
сентябре 2012 г в городе начала работу творческая группа, в которую вошли заместители
директоров тех школ города, педагоги которых приступили к освоению
дистанционных образовательных технологий и активному участию в формировании
муниципального сетевого профессионального сообщества. С
работой творческой группы можно познакомиться на сайте «Дистанционное обучение в г. Белово» (https://sites.google.com/site/distbelovo/),
главное меню которого содержит ссылки на страницы (сайты) школ, участвующих в реализации
программы. Школы предоставляют информацию о том, как идёт работа по освоению педагогами
дистанционных образовательных технологий, как
развивается муниципальная сеть. На страницах школ представлены
разработанные локальные акты, программы работы школы по освоению дистанционных
технологий на 2012-13 учебный год, ссылки на дистанционные мероприятия, в которых участвуют ученики и педагоги.
Восемь школ города Белово
получили оборудования для организации видеоконференцсвязи, которое
должно ускорить процесс освоения педагогами
дистанционных образовательных технологий. Но овладение и использование учителями
дистанционных технологий предполагает высокий уровень сформированности ИКТ
– компетентностей педагогов, активное участие в работе сетевых профессиональных
сообществ на муниципальном, региональном, федеральном уровнях.
Для этого информационно –
методический центром в рамках оказание методической помощи педагогам города, осваивающим
дистанционные образовательные
технологии создана творческая группа, которая объединила учителей, приступивших к изучению основ разработки
дистанционных курсов. С работой группы можно познакомиться на странице сайта
«Дистанционное обучение г. Белово» (https://sites.google.com/site/distbelovo/razrabotka-distancionnyh-kursov). Педагоги познакомились с
требованиями к структуре и содержанию дистанционного курса, разработали пример модуля курса, размещают его в СЭДО и пробуют
проводить дистанционные занятия с
использованием модуля. Следующим шагом будет работа над полным дистанционным
курсом. Для размещения
курсов и проведения дистанционных мероприятий
принято решение использовать
систему дистанционного обучения Moodle на
сайте Единая среда доступа
образовательных учреждений к сервисам электронных и дистанционных систем (http://smartlearn.ru/).
Информационно – методический центр
города Белово (http://5belovo.smartlearn.ru/)
и 6 школ города
уже зарегистрировали и
ведут работу по освоению СЭДО. Для повышения
уровня ИКТ-компетентности педагогов
создан ресурсный центр «Использование мультимедийных технологий в
образовательном процессе» на базе одной
из школ города. Ресурсным центром
проведены городские семинары
для педагогов по работе с интерактивной доской. Активизирована работа сайта ИМЦ через организацию работы форума
- созданы темы для обсуждения различных вопросов, например: -система
оценки достижения обучающимися планируемых результатов; -проектная деятельность
на уроках химии, биологии, географии; -государственно
– общественное управление. Началась работа по созданию виртуальных методических объединений учителей
на основе сайтов (блогов): созданы
методические объединения учителей информатики (http://informatik-belo.ucoz.ru/ ), химии и географии (http://mo-himik.ucoz.ru/
), биологии (http://biologia-belovo.ucoz.ru/). Используя СЭДО, методисты проводят дистанционные мероприятия, например, вебинары («Создание дистанционных мероприятий
в Moodle», «Разработка дистанционного занятия» ). Самым значительным мероприятием,
которое привлекло внимание всех педагогов, стал первый
муниципальный дистанционный конкурс Дистанционный Учитель Белово 2013. В конкурсе зарегистрировались 43 участника. В
течение пяти недель педагоги активно осваивали
формы сетевого взаимодействия – форум, чат, вебинары, телеконференция.
Освоили сервисы Веб 2.0. и научились создавать коллективные документы,
презентации, опросы, задания с использованием сервиса LearningApps. И, самое интересное и самое сложное, разработали
собственное дистанционное занятие и провели его для своих коллег. В финал вышли 13 педагогов – те, кто не
только освоили сервисы Веб.2.0., но и разработали и провели
дистанционное занятие. С
материалами конкурса можно
познакомиться на СЭДО ИМЦ (http://5belovo.smartlearn.ru/course/view.php?id=29)
и на форуме сайта ИМЦ (http://imc-belovo.ucoz.ru/forum/2). Участники конкурса отмечают, что
было сложно, трудно, но очень интересно: за короткое время узнали и научились многому: « Без ИКТ уже не обойтись, используем
ежедневно и учимся применять ДО», « Сначала участие в конкурсе меня очень напрягало, т.к.
катастрофически не хватало времени. Зато сейчас рада, ведь многому научилась.»,
« Победа в этом конкурсе не важна, главное я узнала и научилась делать очень
много. Какие огромные возможности интернета!». Процессы информатизации, широкое
использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) являются условием
выполнения государственного заказа на развитие образования. Федеральный
государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения, стратегия
построения информационного общества в России формируют запрос не только на
обновление информационно-образовательной среды образовательных организаций, но и на эффективное использование их ресурсов. А это невозможно без организации
сетевого взаимодействия в сфере образования. Сетевое взаимодействие
позволяет сформировать в образовательном
учреждении электронную информационно –
образовательную среду, обеспечить непрерывное профессиональное развитие педагогов.
Информационно-образовательная среда в этом случае выступает сферой и средством
развития профессиональной компетентности
педагогов. Считаем, что формирование сетевого взаимодействия образовательных
учреждений на муниципальном уровне позволит школам успешно
сформировать информационно – электронную среду и каждого учреждения, и на уровне города. | |
Просмотров: 6176 | Рейтинг: 1.5/2 |
Всего комментариев: 0 | |